Вид экспозиции в галерее Iragui, Москва
2022
Вид экспозиции в галерее Iragui, Москва
2022
Вид экспозиции в галерее Iragui, Москва
2022
Вид экспозиции в галерее Iragui, Москва
2022
Деталь
смешанная техника, холст
Деталь
смешанная техника, холст
Деталь
Деталь
Фейс-контроль
9 сентября 2022-9 ноября 2022
Художники:

Беспредметное искусство часто выглядит способом секулярного обращения к областям за пределами человеческого. В случае экспрессивной абстракции речь идет о ритуальном растворении человеческого жеста в обобщенном ритме условной природы или ритуала. Геометрическая абстракция обращается к над-человеческому через схемы и упрощенные формы, предполагая интуитивно постигаемые, но жесткие модели (интепретации) мира. Возможно, в последние лет десять не было геометрической абстракции красивее, чем визуализации больших данных — финальная стадия эволюции супрематического архитектона, лишенная, правда, каких-либо привязок к проектам социальной справедливости.

Абстракция Олега Устинова находится где-то между экспрессией и беспредметностью, погруженной в информационное поле. Чтобы откликнуться на экспрессивную абстракцию, нам надо вернуться в состояние архаического восторга перед магией человеческого следа. Так работают, например, письмена Сая Твомбли, зависшие между текстом и музыкой, где последовательность знаков может с одинаковой вероятностью описывать и поэтику, и фонетику. Абстракция про порядок умозрительна. Устинов виртуозно смешивает экспрессию и порядок в поисках того, что он называет «катастрофой». Видимо, «катастрофа» в координатах его живописи возникает в том случае, если удается пробиться за пределы распознавания. Вернуться к неопределенности, до-человеческой и до-технической.

Стилистически работы Устинова вроде бы экспрессивны и напрашиваются на чувственную включенность, то есть, расшифровку линии и цвета как непосредственной реакции на столкновения внешних и внутренних стимулов. Но в его процессе есть и предзаданность, которая лежит за пределами живописной интуиции. Почти все абстрактные работы Устинова возникают как чередование печати и «живого» жеста. Иногда печать осуществляется на уже отмеченном ручными элементами холсте. То есть, в каждой картине есть созданная заранее документация жеста, поверх которой наносятся дополнительные знаки, и отличить печать от живописи не всегда легко. Его живопись — не схема статистической вероятности Бога в нашем уголке вселенной, полученная в результате передозировки данными, но спутанные провода в серверной. Какой-то провод может передавать личные письма, какой-то — только электричество или пакеты обмена данными между IP.

Поскольку абстракция почти всегда обращается к над-индивидуальному, имеет смысл говорить о работах Устинова в контексте широкого использования технологий распознавания лиц. Сбор информации о пользователях и гражданах с целью ее обработки коммерческими и политическими институциями служит созданию подробных потребительских и гражданских биографий. Абстрактная картина имеет хорошие шансы запутать внимательного преследователя, выдавая личное за общее и сырое за вареное, если воспользоваться терминологией Клода Леви-Стросса. Так на холсте возникает сложное сочетание взаимных ошибок машины и персоны. Набор индивидуальных жестов не несет никакой дополнительной информации, ибо не пробивается по базам. Но, как и в любом производстве знаков, наша интерпретация наполовину зависит от коллективного усилия. Мы должны поверить, что эти картины написал человек, потому что только удостоверившись в авторстве представителя нашего вида, мы сможем оценить интенсивность прыжка в за-человеческое. Возможно, вскоре появятся алгоритмы распознавания абстракции, и каждый владелец смартфона, наведя камеру на что-то беспредметное, сможет за секунду узнать, кто стоит за невыразимым — человек, искусственный интеллект, или поле их столкновения на горизонте катастрофы.

Валентин Дьяконов

Installation view at Iragui gallery, Moscow
2022
Installation view at Iragui gallery, Moscow
2022
Installation view at Iragui gallery, Moscow
2022
Installation view at Iragui gallery, Moscow
2022
Fragment
Mixed media on canvas
Fragment
Mixed media on canvas
Fragment
Mixed media on canvas
Face-control
September 9, 2022-November 9, 2022
artists:

Abstract art often looks like a way of secularly addressing areas beyond human existence. In the case of expressive abstraction, we are talking about the ritual dissolution of a human gesture in a generalized rhythm of symbolic nature or ritual. Geometric abstraction refers to the superhuman nature through schemes and simplified forms, suggesting intuitively comprehended, but rigid models (interpretations) of the world. Perhaps for the last ten years there has not been a more beautiful geometric abstraction than big data visualizations – a final stage in the evolution of the Suprematist Architecton, devoid, however, of any connections to social justice projects.

Oleg Ustinov´s abstraction lies somewhere between expression and non-objectivity that has been immersed in the information field. To respond to expressive abstraction, we must return to the state of archaic enthusiasm towards the magic of the human trace. This is how, for example, the writings of Cy Twombly work, hovering between text and music, where a sequence of signs can describe both poetics and phonetics with equal probability. The abstraction about order is speculative. Ustinov masterfully mixes expression and order in search of what he calls “catastrophe”. Apparently, a “catastrophe” in his paintings occurs if one succeeds in breaking through the limits of identification. Going back to uncertainty, pre-human and pre-technical.

In terms of style, Ustinov’s works seem to be expressive and look for sensual inclusion, that is, decoding lines and colors as a direct reaction to the collision of external and internal stimuli. But this process also involves a predestination that lies beyond the limits of pictorial intuition. Almost all of Ustinov’s abstract works emerge as an alternation of print and “live” gesture. Sometimes printing is made on a canvas that has been marked with manual elements. That is, in each painting there is a gesture created in advance, with additional signs applied over it, and it is not always easy to distinguish printing from painting. His paintings are not a diagram of the statistical probability of God in this corner of the universe, obtained as a result of data overdose, but tangled wires in a server room. One wire can transmit personal letters, another one – only electricity or data exchange packets between IPs.

Since abstraction almost always refers to the supra-individual, it makes sense to talk about Ustinov’s work in the context of the widespread use of facial recognition technologies. The collection of data on users and citizens for the purpose of processing it by commercial and political institutions serves to create detailed consumer and citizen biographies. An abstract painting has a good chance of confusing an attentive pursuer, passing off the personal for the general and the Raw for the Cooked, if we use Claude Lévi-Strauss terminology. Thus, a complex combination of mutual errors, made by a machine and a person, emerges on the canvas. A set of individual gestures does not carry any additional information as it cannot be searched in the databases. But, as in any production of signs, our interpretation depends on the collective effort. We must believe that these paintings were created by a human because only by verifying the authorship by one of our own species we can appreciate the intensity of the leap into something that lies beyond human existence. Perhaps soon there will be abstraction recognition algorithms, and every smartphone owner, pointing the camera at something non-objective, will be able to find out in a second who is behind this abstraction – a real person, artificial intelligence, or a place of their collision on the horizon of a catastrophe.

Valentin Diaconov