Кот на фреске
13 сентября 2021-13 ноября 2021
Художники:
Кураторы:
Карлос Норонья Фейо

Никите было трудно считаться концептуалистом; он как будто просто согласился с этим, сомневаясь в причинах, по которым считался таковым. В то же время он не без удовольствия медленно анализировал все «за» и «против» такого звания, было ли это правдой или нет. Несколько лет назад он сам писал, что его работа была неудачной попыткой улучшить «формулу Кошута» – стул, фотография стула, определение слова «стул».
На самом деле, его работа выражает более пристальное, более поэтическое внимание к деталям стула, его расположению, возможностям, материалам, настроению дня вокруг стула, к часу, к минуте.

Кот на фреске

Некоторое время назад Никиту пригласили съездить в творческий отпуск в мою родную страну Португалию и написать о вине. Он ничего не понимал в вине, но все равно поехал. Поездка была интересная; он прилетел в Порту и попробовал вина, о которых многие ценители только мечтают. Недавно друг из Facebook попросил его описать, что такое «Винью-верде» после того, как Никита опубликовал песню о виски и выпивании. Винью-верде, полюбившееся Никите, – слабое (в смысле градуса), слегка игристое, легкое молодое вино, которое местные жители пьют в качестве расслабляющей альтернативы крепкому алкоголю, это вино на каждый день, тонкое и скромное как Никита. Еще это вино категории DOC, имеющее долгую историю и родословную.

Кот на фреске

Раздражающая и красивая привычка Никиты рисовать серии нюансированных работ, дополненных собственной вариацией предложения, прекрасно выражала его любовь к повторению, к почти вуайеристской или научной методологии в работе. По крайней мере, так я мог бы описать его любовь к обыденным вещам, гальке на пляже, ветвям, и его постоянный, повторяющийся поиск стилизованного дома, или домашнего очага. Как и во многих других его повторяющихся мотивах, дом кажется теплым, словно только что случилось нечто эмоциональное, или оно внутри, внутри предмета и в отсутствие человека.

Кот на фреске

Мне всегда больше нравились его работы без человеческой фигуры – одержимое движение руки, которое не удовлетворялось простыми вариациями на тему.
В его сериях всегда присутствует строгость в смещении перспективы, без чрезмерного копания в изображении, без смещения слов, без «нюансирования» работ до такой степени, что они явно становятся чем-то иным.

Кот на фреске

Нелегко распознать паттерн, когда отчасти являешься его началом. Когда что-то начинается с нас самих, это не движение; это рутина, повседневное явление, которое другие могут заметить, а мы его проживаем.

Кот на фреске страдает

я бы не проявил достаточно страсти к смертоубийству…

Вернулся домой из мастерской, а в квартире по соседству кто-то долбит перфоратором стену. Неприятно, конечно, но никому не запрещается долбить стену перфоратором…

А за свободу я готов бороться, даже если мне не нравится звук перфоратора.

Молодец: нашла такую красоту где-то…

И проснулся, потому что какая-то ранняя весенняя птичка завела в потёмках монотонную нежную песню: “ци-ци-ци-ци-ци-ци-ци-ци-ци-ци-ци-ци-ци-ци-ци-ци-ци-ци-ци-ци-ци-ци-ци-ци-ци…”

Кот встал, повернулся ко мне задницей, задрал хвост и продемонстрировал свои яйца. Выдающиеся, на самом деле.

Карлос Норонья Фейо

Перевод с английского: Дарья Седова
Курсив – обрывки цитат из дневниковых постов Никиты Алексеева на Facebook

The Cat on the Fresco
September 13, 2021-November 13, 2021
curators:
Carlos Noronha Feio

Nikita had some difficulties about being considered a conceptualist; he sort of just went with it, doubting the reasons why he was so considered, while enjoying to slowly analyze the pros and cons of the branding trust upon him - if it was indeed not true. He himself wrote some years back that his work was an unsuccessful attempt to improve the “Kosuth Formula” – a chair, a photo of a chair, a definition of the word chair.
In reality, his work denotes a firmer, more poetic attention to the detailing of the chair, its location, possibilities, materials, the mood of the day surrounding the chair, of the hour, of the minute.

The Cat on the fresco

A while back, on an art sabbatical, Nikita was invited as a journalist to go to my home country of Portugal and write about wine. He did not understand an inch about wine, but he went on with it. It was an interesting trip; he was flown to Porto and experienced wines that many a wine lover would dream off. Recently, a facebookian friend of his asked him to describe what was Vinho Verde after Nikita posted a Song about Whiskey and drinking. Vinho Verde is a kind of wine Nikita developed a taste for, a weak (alcohol wise), slightly bubbly, easy young wine, that locals drink as a relaxing alternative to heavier alcohol, a wine for the day-to-day, subtle and humble like Nikita. It is also a DOC wine, with a long history and a pedigree.

The Cat on the fresco

Nikita’s infuriating and beautiful habit of drawing series of nuanced works, complemented by their own variation on a sentence, expressed beautifully his love of repetition, of an almost voyeuristic, or scientific methodology of work. This at least is how I could describe his love for the mundane objects, the pebbles in the beach, the branches, and his incessant and recurring reach for the stylized house, or for home. As with many of his other recurring motifs the home feels warm, as if some emotional impact has just occurred – or is contained inside, contained in the object and in the absence of the human.

The Cat on the fresco

I always did love more his works without the human figure, the obsessive movement of the hand that is not satisfied with a simple variation on a theme.
The rigor in the shift of perspective without sifting the image too much, without shifting the words, without “nuancing” the works to the point of being obviously something else, is ever present in his series.

The Cat on the fresco

It is not easy to recognize a pattern when one is part of its beginning. When something starts with us, it is not a movement; it is a routine, a daily occurrence for other s to notice and for us to live.

The Cat on the fresco suffers

I wouldn’t show enough passion for death

I returned home from the workshop, and in the apartment next door someone was banging the wall with a drill. It’s unpleasant, of course, but no one is forbidden to hammer the wall with a drill…
I’m ready to fight for freedom, even if I don’t like the sound of the drill.

Well done: I found such beauty somewhere …

I woke up because some early spring bird started a monotonous tender song in the dark: ′′ tsi-tsi-tsi-tsi-tsi-tsi-tsi-tsi-tsi-tsi-tsi-tsi-tsi-tsi-tsi-tsi-tsi-tsi-tsi-tsi-tsi-tsi-tsi-tsi-tsi…"

The cat stood up, turned its ass towards me, lifted its tail and showed its balls. Outstanding, in fact.

by Carlos Noronha Feio

Text in Italics are quoted sections of Nikita Alexeev’s diaristic facebook posts